Топ-10: новые факты про динозавров, которые мы узнали в 2017 году

Минувший год был насыщенным и принес много новостей, как палеонтологам, так и всем, кто интересуется динозаврами. Были обнаружены новые виды и пересмотрена классификация старых. Мы узнали много нового о повадках этих древних существ и заполнили некоторые пробелы в нашем понимании эволюции динозавров.

Однако 2017 год прошел также не без споров и сомнений. В научной среде появились новые теории, которые пока что находятся в довольно сыром виде и еще далеки от их признания на международном уровне. Сложнее всего приходится исследователям, которые намерены оспорить давно устоявшиеся идеи и переписать общепринятую историю.

10. Тираннозавры были нежными любовниками

Фото: BBC

Результаты нового исследования могут изменить наше отношение к устрашающему тираннозавру. Ученые из Колледжа Карфагена в Висконсине и Университета штата Луизиана (Carthage College in Wisconsin, Louisiana State University) решили изобразить этого грозного хищника в абсолютно новом амплуа – чувственным зверем, нежно трущимся мордой об своего партнера во время брачных игр. Американские исследователи решили показать динозавров в романтическом свете после того, как в Монтане был обнаружен новый тип тираннозавров, получивший название Daspletosaurus horneri (дословно «страшная ящерица Хорнера). Обнаруженное доисторическое животное, хронологически предшествовавшее известному нам тираннозавру Рексу на целых 74 миллиона лет, помогло палеонтологам узнать много нового об анатомии и повадках этого семейства.

Несколько хорошо сохранившихся черепов дали основание полагать, что в районе лицевой части и челюстей представители вида Daspletosaurus horneri, как и все остальные тираннозавры, обладали своеобразной маской, покрытой густой сетью форамин (отверстий), связанных с многочисленными нервными окончаниями. Выходит, что морды этих динозавров были почти такими же чувствительными, как подушечки наших пальцев.

Исследователи пришли к выводу, что кончик морды и челюсти у тираннозавров представляли собой своеобразный тактильный орган, с помощью которого они могли познавать окружающий их мир. Вдобавок ученые предположили, что столь чувствительное рыло наверняка играло немаловажную роль и в брачных играх. Вероятно, динозавры терлись друг об друга носами, чтобы проявить ласку и показать заинтересованность друг в друге. Эта уникальная тактильная система нового вида была связана с троичным нервом, который и сегодня играет важную роль в жизни всех позвоночных, включая крокодилов и аллигаторов.

9. Новый вид динозавра показался ученым таким странным, что его сначала приняли за поделку

Фото: The Guardian

В конце 18 века европейский натуралист обнаружил в Австралии останки необычного зверя - утконоса. Он сделал несколько набросков, принялся составлять детальные описания диковинного животного и даже отправил своим коллегам в Европу несколько образцов. Однако находка выглядела так непривычно, что многие эксперты тех лет сочли, что им прислали чучело, собранное из нескольких разных животных. Нечто похожее произошло и в 2017 году, когда палеонтологи обнаружили новый вид динозавра, который по всем признакам был и сухопутным, и водоплавающим животным.

Существо оказалось близким родственником велоцираптора и жило примерно 75 миллионов лет тому назад. Назвали его Halszkaraptor escuilliei в честь обнаруживших его польского палеонтолога Гальшки Осмольской и французского коллекционера окаменелостей Франсуа Эскулье (Halszka Osmolska, Francois Escuillie).

Внешний вид и анатомия доисторического создания были ну очень странными. Размером оно было с дикую утку, на его морде красовался отросток, напоминающий утиный клюв, лапы были вооружены острейшими когтями, а шея была длинной, как у лебедя. Зверь явно мог бегать по земле и заодно обладал качествами, свойственными большинству водоплавающих созданий, включая современных рептилий и птиц.

Вопреки своему внешнему виду и образу жизни Halszkaraptor escuilliei не был даже отдаленным родственником птиц. Палеонтологи, представившие находку всему остальному научному сообществу, уверены, что их открытие приведет к появлению нового подсемейства в уже известной сложившейся биологической систематике.

История ископаемого тоже довольно любопытная. Существо раскопали где-то посреди Монголии и продали на черном рынке. До сих пор неизвестно, сколько лет останки провели в чьей-то частной коллекции, пока они не попали в руки Франсуа Эскулье.

Темное прошлое костей наряду с крайне странной анатомией животного навели палеонтологов на мысли, что перед ними обыкновенная поделка. Чтобы установить, принадлежат ли все части экземпляра одному животному, его окаменелые останки проверили с помощью специального резонансного циклического ускорителя частиц – синхротрона. Результаты сканирования показали, что перед учеными, действительно, новый вид динозавра, а не поделка.

8. Кровожадный хищник, превращающийся в травоядного динозавра после полного созревания

Фото: sciencemag.org

В современной природе есть несколько примеров, когда в процессе взросления и по достижении достаточно зрелого возраста животные проходят через значительные физические или поведенческие метаморфозы. Как оказалось, в мире доисторических созданий такое явление тоже имело место быть. Например, один динозавр прошел через такие кардинальные перемены, что стал уникальным в своем роде не только среди вымерших рептилий, но и среди современных пресмыкающихся. Из плотоядного он стал травоядным!

Limusaurus inextricabilis был небольшим прямоходящим динозавром, обитавшим на нашей земле примерно 160 миллионов лет тому назад. Согласно исследованию, проведенному командой ученых из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии при китайской академии наук в Пекине, по мере взросления древний ящер лишался своих острых зубов и со временем полностью переходил на растительную пищу. К таким выводам специалисты пришли, изучив останки 19 особей, принадлежавших к различным возрастным группам. Похоже, что лимузавры рождались с челюстью, полной зубов, размер которых достигал 1 сантиметра в длину. Уже в возрасте 1 годика они начинали лишаться этих костных образований, а ко времени полного созревания становились уже совершенно беззубыми зверьками.

Вдобавок доисторическое животное претерпевало еще целых 77 других анатомических перемен за всю свою жизнь, включая преображение формы и пропорций его черепа. Верхняя челюсть начинала постепенно загибаться вниз и со временем начинала походить больше на клюв, чем на рыло.

Ученые полагают, что Limusaurus проходил через подобные метаморфозы для того, чтобы молодняку не приходилось соперничать с более взрослым поколением в вопросах добычи еды. Кстати, окаменелые останки указывают на то, что половозрелые особи проглатывали камни, чтобы помочь своей пищеварительной системе, как это делают некоторые современные птицы.

7. Тазовая кость, изменившая представление о классификации видов

Фото: phys.org

С 2017 года один из самых распространенных видов североамериканских динозавров официально больше не существует. Новая находка дала основание предполагать, что вид, ранее опознанный как Troodon formosus, это, по меньшей мере, 2 разных вида, относящихся к отдельным родственным группам.

Первоначально троодона обнаружили примерно 160 лет тому назад в Монтане, а впоследствии их раскапывали практически по всей территории Северной Америки от Мексики до Аляски, что возвело древнее животное в ранг практически самого распространенного вида троодонтид на континенте. Однако новое исследование останков, проведенное учеными из Университета Альберты (University of Alberta), дает основание полагать, что в случае с классификацией вида Troodon formosus произошла большая ошибка.

Открытие было совершено после того, как студент этого университета, Аарон ванн дер Реест (Aaron van der Reest), обнаружил в Провинциальном парке Дайносор (Dinosaur Provincial Park) нетронутую тазовую кость троодонтиды, очень сильно отличавшуюся от других останков. Последующие сравнения и вовсе исключили Troodon formosus из существующей классификации видов. Место троодона заняли некогда разжалованный Stenonychosaurus inequalis, которого лет 30 тому назад причислили к Troodon formosus, и совершенно новый вид Latenivenatrix mcmasterae.

Для палеонтологического сообщества это открытие обладает важнейшими последствиями. Пока что два новых вида были опознаны и классифицированы на основании всего лишь нескольких особей, обнаруженных в провинциальном парке Альберты. Учитывая, что найденные ранее по всей Северной Америке ископаемые были причислены к отныне несуществующему виду Troodon formosus, можно предположить, что ученых ждет открытие еще нескольких новых видов динозавров среди старых коллекций останков.

6. Обнаруженный в 2017 году вид считают самым большим динозавром в истории исследований

Фото: The Independent

Титул самого крупного динозавра в мире – довольно популярная тема споров и обсуждений, ведь люди склонны интересоваться выдающимися габаритами и легко впечатляются внушительными размерами археологических находок. Точные измерения в сфере палеонтологии не всегда возможны, ведь подчас ученым приходится делать свои выводы на основании лишь нескольких костей. Именно поэтому новые претенденты на звание главных великанов эпохи динозавров появляются практически каждый год, как только во время раскопок находятся новые кости. В 2015 году ученые решили, что рекордсменом был именно зауропод Dreadnoughtus schrani, но в 2017 году его подвинул уже другой динозавр.

Новым гигантом стал титанозавр Patagotitan mayorum, и как понятно из его названия, останки животного были найдены в Патагонии, Аргентина. Как и большинство самых крупных динозавров, это создание относилось к группе длинношеих зауроподов.

Ископаемые останки были обнаружены еще в 2012 году и принадлежали 6 отдельным особям. Возраст окаменелостей составлял примерно 100 миллионов лет. Патаготитан весил предположительно около 69 тонн. Размеры этих существ достигали 37 метров в длину и 6 метров в высоту.

Такие габариты, безусловно, коронуют патаготитана одним из величайших динозавров всех времен, хотя окончательные выводы делать пока что рано. Самое интересное, что, как отметила палеонтолог Кристи Карри Роджерс (Kristi Curry Rodgers), кости обнаруженного вида обладают признаками, свойственными еще не сформировавшемуся до конца животному. Если этот динозавр был в прямом смысле подростком, то до каких же размеров могли вырастать взрослые особи? Разгадка все еще впереди.

5. Некоторые динозавры высиживали свои яйца, как современные птицы

Фото: National Geographic

Хотя мы и уделяем много внимания и усилий изучению динозавров, детали их репродуктивной жизни до сих пор во многом остаются для нас загадкой. Однако новое исследование франко-китайской команды ученых указывает на то, что некоторые доисторические существа высиживали свои яйца, совсем как современные птицы.

Овирапторозавры представляли инфраотряд пернатых ящеротазовых динозавров из группы целурозавров и были близкими родственниками анзу, которых еще называют «курицами из ада». Само слово овирапторозавр переводится как «ящерица, ворующая яйца», потому что одни из первых обнаруженных окаменелостей этой группы лежали на гнездах. Тогда первооткрыватели предположили, что животные погибали во время попытки стащить у других животных их яйца.

Однако с тех пор в научной среде появилась новая теория, согласно которой овирапторозавры не пытались никого ограбить, а просто высиживали собственные яйца. Недавнее исследование подтверждает эту версию.

Франко-китайская команда разработала новый метод определения температуры, при которой протекала инкубация потомства древних динозавров. Добиться такого прорыва ученым удалось благодаря анализу окаменелых яиц возрастом 70 миллионов лет, в которых все еще сохранились эмбрионы. К своим выводам исследователи пришли после определения изотопного состава кислорода тканей зародыша.

Во время формирования скелета кислород проникает в эмбрион из окружающих его яичных жидкостей, и изотопное изобилие изученного эмбриона свидетельствует в пользу того, что его инкубация происходила при температуре примерно 35-40 °С. Почти так же, как и у современных птиц.

Методика, разработанная интернациональной командой, сможет стать рабочим инструментом в определении того, как созревали яйца других динозавров. Естественно, некоторые доисторические животные не могли высиживать потомство, как птицы, ведь своим весом они бы просто раздавили хрупкие скорлупы. Впрочем, эти динозавры могли использовать и сторонние источники тепла.

4. Вымирание динозавров было маловероятным…

Фото: The Independent

Самый массовый и бесславный случай вымирания видов в истории нашей планеты произошел в конце мелового периода 66 миллионов лет тому назад. Тогда же с лица Земли исчезли все динозавры и 75% всех видов растений и других живых существ.

Существуют и альтернативные гипотезы, но большинство экспертов соглашается с тем, что это массовое вымирание было связано со столкновением гигантского астероида или кометы с нашей планетой в районе мексиканского полуострова Юкатан, где сейчас зияет знаменитый ударный кратер Чиксулуб (Chicxulub). Недавнее исследование японского Университета Тохоку (Tohoku University) показало, что история эволюции пошла бы совсем по другому пути, если бы то трагическое столкновение произошло в любой другой части Земли.

Когда на нашу планету упал чиксулубский метеорит, в атмосферу попало огромное количество сажи и пепла, что в свою очередь запустило целый ряд климатических явлений, оказавших пагубное влияние на почти все формы жизни. Ученые считают, что у случившейся катастрофы был 13-процентный шанс стать такой масштабной, какой она и оказалась. Японские исследователи утверждают, что только 13% земной поверхности содержит столько углеводорода, сколько оказалось достаточным для выделения 15 триллионов тонн пепла и сажи, из-за которых и случилось Мел-палеогеновое вымирание.

Если бы гигантский астероид упал где-то в другом месте, это привело бы к менее масштабным последствиям, и ход истории пошел бы иным путем. Возможно, динозавры не вымерли бы полностью, а млекопитающие никогда бы не появились или не стали бы современными доминирующими животными. И вы бы не читали сейчас эту подборку…

3. Новый вид сначала перепутали с археоптериксом

Фото: The Guardian

Обнаруженный впервые еще 150 лет тому назад, археоптерикс до сих пор считается одним из самых выдающихся представителей эпохи динозавров, с которым когда-либо сталкивались ученые. Теоретически именно это животное представляет собой переходное звено эволюции, поскольку оно обладает чертами и предшествующих, и последующих групп, и сегодня его нередко называют недостающим звеном.

За долгие годы раскопок было найдено всего 12 окаменелостей археоптерикса, но исследование 2017 года дает основание предполагать, что одна из них относится к абсолютно другому виду, ранее неизвестному науке.

Ошибка квалификации произошла в идентификации Харлемского экземпляра, изученного еще в 1970-х годах и хранящегося сейчас в музее Тейлера (Teylers Museum, Нидерланды).

Окаменелость дошла до нас в очень плохом состоянии, особенно в сравнении с другими экземплярами. Но даже работа с неполноценным фрагментом ископаемого позволила в 2017 году обнаружить достаточное количество признаков того, что в Харлеме хранится не археоптерикс. Пропорции сразу нескольких костей не совпадают, и на обеих сторонах фаланг существа есть отчетливые бороздки, несвойственные археоптериксам. Внешний вид Харлемского экземпляра больше напоминает анхиорнисов или динозавров рода Eosinopteryx. В то же самое время у спорной особи есть достаточно отличий и от представителей вышеперечисленных родов, чтобы классифицировать ее как новый вид под названием Ostromia crassipes.

Немаловажно, что Ostromia была найдена за пределами китайской геологической формации юрского периода, в которой обнаружили всех остальных анхиорнисов. Авторы исследования предполагают, что такое рассредоточение находок можно объяснить способностью этого вида летать на далекие расстояния. Если это так, палеонтологам придется пересмотреть свое понимание того, как и когда доисторические животные научились летать.

2. Телеократер может изменить представление об истории эволюции динозавров

Фото: ibtimes.com

Телеократера впервые нашли еще в 1933 году, но только в 2017 году он впервые официально попал на страницы академических изданий благодаря труду палеонтолога Стерлинга Несбитта (Sterling Nesbitt). Большую часть времени останки древнего существа находились под ведомством британского ученого Алана Чарига (Alan Charig). Эксперт написал об этом животном целую докторскую диссертацию в 1956 году и дал ему название Teleocrater rhadinus, но так никогда и не опубликовал свою работу.

По словам Несбитта, к редкому ископаемому Чариг допускал только очень ограниченный круг лиц, из-за чего многие подозревали, что эксперт и сам не был уверен, с чем именно он столкнулся. В 2015 году команда Несбитта обнаружила еще 3 новые особи телеократера, и вид наконец-то был официально классифицирован спустя 2 года изучения находок.

В анатомическом плане телеократер не представляет собой ничего особенного. Это был плотоядный динозавр с острыми зубами, длина его тела составляла примерно 2 метра, и внешне он напоминал современных варанов. Однако ископаемые останки помогли ученым выяснить и кое-что очень важное о раннем периоде эволюции динозавров.

В начале триасового периода, когда рептилии стали доминирующими животными, древнее семейство архозавров разделилось на 2 разные группы - Pseudosuchia и Avemetatarsalia. Наши знания о представителях этой семьи последующего периода сводятся практически к нулю.

Телеократер точно относился к группе Avemetatarsalia, и палеонтологи считают, что он появился вскоре после разделения архозавров на 2 отдельные ветви. Этот вид – явно не прямой предок динозавров, но он вполне может статься одним из их самых древних родственников.

Кстати, у найденных телеократеров заметны вполне отчетливые крокодильи черты, что явно противопоставляет их другим представителям группы Avemetatarsalia. Например, Lagerpeton, тоже считавшийся когда-то древнейшим архозавром, был животным небольших размеров и бегал на задних ногах. Своим примером телеократер демонстрирует, что одна из 2 известных линий архозавров обзаводилась своими птичьими чертами намного дольше, чем это было принято считать раньше. Палеонтологи рассчитывают, что дальнейшее изучение нового вида поможет им внести значительные правки в раннюю историю эволюции динозавров.

1. Генеалогическое древо динозавров может быть полностью переписано

Фото: The Independent

Как мы уже выяснили, изучение останков телеократера может оказать существенное влияние на представление об эволюционной истории динозавров. Таким же образом новая генеалогическая модель развития динозавров, предложенная командой из Кембриджа, может привнести еще больше перемен. Британские ученые считают, что пришло время отказаться от двух главных отрядов динозавров – от птицетазовых и ящеротазовых. Приверженцы новой модели считают, что классическая классификация сильно устарела, ведь она была разработана еще 130 лет тому назад палеонтологом Гарри Сили (Harry Seeley). Привычная система основывается на строении и форме тазовых костей животных и полагается лишь на ограниченное число останков, доступных ученым еще 19 века и начала 20-го.

Для создания новой модели эксперты воспользовались компьютерной программой, которая проанализировала 450 свойств 75 различных видов динозавров и объединила их по самым схожим чертам. Исследование допускает потенциальное появление десятков тысяч новых генеалогических моделей, и в итоге предлагает, по меньшей мере, 80 вариантов рабочих классификаций. Согласно новой модели идентификации большое количество групп динозавров, ранее считавшихся близкими родственниками, теперь может быть отнесено к совершенно разным ветвям генеалогического древа.

Более того, руководитель этого исследования, Мэтт Бэрон (Matt Baron), также уверен, что динозавры появились на 10 миллионов лет раньше, чем это принято считать, и именно в северном полушарии Земли, а не в южном. Неудивительно, что его альтернативная модель генеалогического древа и предположения о времени и месте происхождении динозавров разделили палеонтологическое сообщество на 2 лагеря и вызвали шквал критики. Заменят ли устаревшие концепции на новые теории, предугадать довольно сложно, но одно нам известно точно – это еще не конец, и самое интересное всегда впереди.