Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

2017 год был щедрым для историков и археологов. Ученым удалось совершить несколько сенсационных открытий и получить ответы на вопросы, возникшие еще во время изучения артефактов и ископаемых останков, обнаруженных много лет тому назад. Раскопки все равно продолжаются, ведь тайны поджидают нас на каждом углу, но открытия этого года уже смогли помочь ученым намного лучше понять то, как был устроен наш мир сотни и тысячи лет тому назад.

В этом невероятном списке вы узнаете о давно затерянных храмах, гигантских статуях, древних поселениях, самом первом упоминании солнечного затмения, раскроете военную тайну и услышите о развенчанном мифе острова Пасхи.

10. Гигантский колосс, обнаруженный под трущобами Каира
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

Министр по древностям Египта, Халед Алнани (Khaled Alnani), признал, что 2017 год стал настоящим «годом археологических открытий» для его страны, что в немалой степени связано с затишьем после протестов Арабской весны 2011 года. В этом году неподалеку от города Эль-Минья (Minya) исследователи раскопали гробницу времен Римской империи; в районе города Самалут (Samalut) были найдены три древние могилы, которые могут быть лишь частью еще более крупного кладбища; а рядом с Долиной царей (ущелье) была найдена гробница ювелира по имени Аменемхет (Amenemhat), в которой хранились сотни уникальных артефактов. Но самым восхитительным открытием стала гигантская статуя, раскопанная в марте в пригородном районе Каира, в Матарии (Mataria).

Сначала археологи наткнулись на трехтонный торс статуи, а затем откопали и саму голову. Дальнейшие работы позволили явить миру пьедестал и пальцы ног гигантского колосса. Власти полагают, что вскоре ученым удастся откопать если не всю статую, то большую ее часть. Учитывая размер торса, высота всей скульптуры, вероятно, составляет 9 метров.

Для науки это открытие представляет собой особенную ценность. Изначально эксперты считали, что обнаружили статую Рамсеса II Великого, потому что находилась она неподалеку от руин его храма. Однако дальнейшее изучение места привело к гравировке неожиданного содержания. Обнаруженное словосочетание «Neb Aa» - это надпись, которая использовалась только для фараона Псамметиха I (Psamtek I, примерно в 664-610 годы до нашей эры). Это значит, что гигантская статуя оказалась самой крупной находкой времен Позднего периода истории Египта.

9. Загадка подводной лодки Hunley
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

17 февраля 1864 года субмарина Конфедеративных Штатов Америки H.L. Hunley стала первым кораблем в истории гражданской войны, потопившим вражеское судно. Прорыв был достигнут во время атаки винтового шлюпа ВМС США Housatonic, но цена успеха была слишком велика – сам Hunley и весь его экипаж тоже затонули, и место их нахождения оставалось неизвестным на протяжении почти 130 лет.

Обломки субмарины были обнаружены в 1995 году, и в 2000 году их наконец-то подняли со дна для детального изучения. Тела всех 8 членов экипажа находились на своих служебных постах, и ученым не удалось найти ни малейшего признака того, что солдаты пытались спастись. Что же убило этих людей? Будь они в сознании, разве не попытались бы они покинуть тонущее судно?

Возможно, солдаты с вражеского корабля Housatonic успели расстрелять борт Hunley, что ускорило его фатальное погружение под воду. Хотя существует вероятность, что подлодка по пути домой столкнулась с другим судном. Однако в начале 2017 года ученые объявили, что они наконец-то разгадали тайну субмарины Конфедерации. После проведения масштабных экспериментов исследователи пришли к выводу, что экипаж Hunley погиб из-за подрыва собственного орудия.

Субмарина была оснащена только шестовой миной, а ведь такой тип ракеты никогда не предназначался для запуска на отдаленные дистанции. С ее помощью экипаж протаранил вражеский корабль, но это спровоцировало взрывную волну, которая оказалась достаточно мощной, чтобы пройти сквозь корпус подлодки и убить всех людей на ее борту. Выходит, что либо экипаж погиб практически сразу, либо все участники атаки получили травму легких, из-за которой они потеряли сознание, перестали контролировать субмарину и утонули.

8. Экоцид на острове Пасхи
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

Результаты генетического исследования, обнародованного в 2017 году, стали еще одним подтверждением того, что на острове Пасхи не было никакого экоцида (массовое уничтожение). Похоже, что новые свидетельства могут развенчать миф о том, что народ Рапануи (местные жители) исчез из-за междоусобных войн и экологической катастрофы, вызванной различными антропогенными факторами.

Сегодня остров Пасхи больше всего известен благодаря своим легендарным каменным статуям Моаи. Почти бесплодный клочок земли, этот остров стал настоящим центром серьезных исследовательских работ, и за последние десятилетия на нем побывало уже немало уважаемых археологов. Раньше эксперты считали, что аборигены были сами виноваты в исчезновении своей культуры. К такому мнению они пришли по двум причинам. Во-первых, археологические находки дают основания полагать, что когда-то здесь проживали десятки тысяч человек, а ко времени прибытия первых европейцев в начале 18 века популяция местных жителей исчислялась уже всего 2-3 тысячами. Во-вторых, ученые пришли к выводу, что Рапануи беспощадно вырубали леса, как для нужд поселений, так и в процессе изготовления и установки знаменитых истуканов. Дефорестация привела к проблемам с урожаем, истощению ресурсов и спровоцировала местных жителей на настоящие войны за самые лучшие участки острова. Долгое время считалось, что все это и стало причиной исчезновения чистокровных рапануи.

Археолог Карл Липо (Carl Lipo) был первым, кто оспорил версию о массовых столкновениях между островными племенами. Он утверждает, что главным свидетельством масштабных междоусобиц являются устные рассказы, которым на сегодняшний день уже почти 300 лет, а это значит, что на них сложно полагаться. Вдобавок, всего 2,5% человеческих останков, обнаруженных на острове Пасхи, указывают на травматическую смерть. Что касается исчезновения деревьев, самый большой урон могли нанести полинезийские крысы, которые настолько всеядны, что поедают не только пальмовые плоды, но и молодые стволы и стебли растений.

Недавнее генетическое исследование ставит под вопрос общепринятое мнение о том, что за столетия до визита европейцев выйти на контакт с рапануи успели южноамериканцы. Согласно новым данным причинами уничтожения популяции аборигенов острова Пасха стали работорговля, завезенные на остров болезни, от которых у местных не было иммунитета, и принудительное переселение в 18 веке на каторжные работы в далекие европейские колонии.

7. Давно затерянный храм Артемиды
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

После почти 100 лет поисков археологи заявили, что они наконец-то нашли руины утраченного античного храма Артемиды, греческой богини плодородия и охоты. Как оказалось, останки святилища находятся на греческом острове Эвбея (Euboea) неподалеку от прибрежного городка Амаринтос. Для справки, речь сейчас идет не о том самом храме Артемиды, который находится на территории современной Турции и давно занесен в список Семи чудес Древнего Мира.

Ученые принялись искать руины затерянного храма с конца 19 века, и на его открытие ушло так много времени только из-за того, что поиски изначально велись в неверном направлении. Главным источником информации исследователей был Страбон, греческий географ и историк I века нашей эры. Почти 2000 лет тому назад этот ученый муж написал, что храм находился в 7 стадиях от античного города Эретрия. Однако в итоге храм был найден практически в 60 стадиях или 11 километрах от описанного Страбоном места.

Поисковая команда напала на верный след после того, как они нашли византийскую церковь. Она находилась намного дальше, чем указал Страбон, и в ее кладке, очевидно, использовались камни, из которых до этого было построено другое античное здание. Потеряв доверие к словам древнегреческого историка, современные археологи перенесли свои поиски ближе к Амаринтосу, который в прошлом часто связывали с почитаемой греками богиней.

Сначала исследователи обнаружили галереи северной и восточной части храма, а затем раскопали и центральную часть святилища. Надписи с именем Артемиды стали главным подтверждением тому, что в 2017 году столетние поиски наконец-то увенчались успехом.

6. Новые открытия в районе греческого острова Антикитера (Antikythera)
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

В научной среде мало кто не знает об обломках древнего корабля, обнаруженного неподалеку от острова Антикитера. Судно было тщательно изучено уже довольно давно, но не исключено, что впереди нас ждет еще множество открытий, связанных с этим удивительным артефактом времен Римской империи. Обломки были найдены ныряльщиками за морской губкой в 1900 году, и свою знаменитость останки корабля получили за невероятно продвинутый для тех лет механизм, обнаруженный на борту античного парусника. Устройство тогда прозвали самым древним аналогом компьютера.

Однако кроме загадочного механизма, на антикитерском корабле была еще целая сокровищница исторических реликвий, а самые недавние погружения дают основание полагать, что впереди ученых ожидает еще одна сенсация. Среди самых неожиданных находок, совершенных во время недавних экспедиций, оказалась и рука бронзовой статуи. Ученые пришли в истинный восторг от такого артефакта, и причин на это, как минимум, две. Во-первых, бронзовые статуи представляют собой одни из самых редких артефактов в истории археологии, ведь изделия из этого сплава в античные времена считались очень ценными, но большая их часть впоследствии была переплавлена и переработана. Во-вторых, фрагмент руки не подходит ни к одной из статуй, найденных на месте крушения. Это значит, что остальная часть статуи все еще ждет своего часа. Может быть, ученых ждет еще целая коллекция бронзовых артефактов, скрывающихся на дне в районе, который впервые начали исследовать буквально несколько месяцев тому назад.

Эксперт по древнегреческим реликвиям, профессор Кэрол Маттуш (Carol Mattusch) считает Антикитер настоящей капсулой времени, которая еще одарит нас невероятно ценной информацией о древних статуях и старинных кораблях. Вдобавок в будущем это место станет первым, где бронзовые артефакты будут искать прицельно и с помощью современных технологий. Раньше бронзовые реликвии находили случайно во время не связанных с археологией погружений или в рыболовецких сетях, и все это были довольно редкие единичные случаи.

5. Древние поселения, обнаруженные на территории Канады
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

Ранняя история жителей Северной Америки полна темных пятен, и новые открытия постоянно вынуждают ученых менять свое представление о том, как и когда здесь появились первые поселенцы. В этом году археологи обнаружили следы одной из древнейших североамериканских остановок.

Находка была совершена на острове Трикет (Triquet) в районе Британской Колумбии, и она убедительно свидетельствует в пользу теории о том, что в определенный момент истории в этом прибрежном регионе происходила массовая миграция народов. Открытие было сделано на основании рассказов индейцев из племени Хейльцук (Heiltsuk), и это значит, что другие легенды коренных жителей также могут оказаться ценным источником информации для выбора места новых раскопок.

По рассказам индейцев остров Трикет когда-то был частью суши, которая не замерзала полностью даже во время последнего ледникового периода. Именно поэтому предки коренных индейцев какое-то время укрывались в местных лесах. На глубине нескольких метров археологи обнаружили слой почвы с древними копьями, рыболовными крючками и инструментами для добывания огня. Возраст артефактов насчитывал около 14 тысяч лет. Находки оказались древнее даже египетских пирамид!

4. Первая женщина-воительница из стана викингов
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

В 1880-х годах археологи обнаружили огромное кладбище викингов 10 века в районе торгового города Бирка на острове Бьёркё (Birka, Bjorko). На месте захоронения было найдено примерно 1100 могил, но одна из них оказалась совершенно необычной. Эта могила находилась на возвышенной терраске и скрывала в себе полную амуницию профессионального воина – меч, топор, копье, боевой нож, стрелы, щиты и даже лошадей. На коленях скелета лежала настольная шашечная игра тавлея (hnefatafl), что по мнению доктора Шарлотты Хеденштейн-Джонсон (Charlotte Hedenstierna-Jonson) указывало на останки стратега, принимавшего важные военные решения.

Перед археологами оказалась могила высокопоставленного воина, и долгое время все считали, что это непременно был мужчина. Последние лет 20 в научной среде возникли сомнения на этот счет, поскольку скелет обладал и женскими чертами, а в начале 2017 года все споры были завершены благодаря результатам последнего исследования, доказавшего, что обнаруженное тело принадлежало именно женщине.

Научные сотрудники Стокгольмского университета (Stockholm University) использовали образцы ДНК, восстановленные из кости руки и зуба скелета, и доказали, что у загадочного викинга не было Y-хромосомы. Открытие означает, что ученые впервые раскопали могилу женщины-воительницы высокого ранга из племени викингов, и оно заставляет почти полностью пересмотреть наше представление о социальных и гендерных нормах той далекой эпохи. Шведские исследователи верят, что им удастся найти и другие женские могилы среди солдатских захоронений на территории Дании, а помочь им в этом сможет опять старый добрый тест ДНК.

3. Затерянный город Александра Македонского
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

В последнее время дроны не раз доказывали свою ценность для археологических разведок благодаря своей легкости, скорости и качественной аэросъемке. Эти беспилотные устройства можно отправлять в самые труднодоступные уголки планеты, куда простому человеку добраться не так уж и просто. За довольно короткий срок дроны помогли обнаружить целый ряд древних руин, потонувших кораблей и других исторических реликвий, а в этом году к существующему списку был добавлен еще один невероятный объект – затерянный город, основанный самим Александром Македонским.

Город называется Калатга Дарбант (Qalatga Darband), и находится он на территории современного Курдистана. Поселение было основано примерно в конце 4 века до нашей эры, и в свое время здесь развился процветающий центр торговли вином. Через несколько столетий это место буквально испарилось из всех исторических летописей, и почти 2000 лет о нем не было слышно ровным счетом ничего.

Первые фотографии Калатги Дарбанд были сделаны примерно в 1960-х годах при помощи разведывательных спутников ЦРУ. Снимки были рассекречены только в 1996 году, а в руки ученых они попали совсем недавно. На них исследователи и заметили очертания загадочных руин. Совместная группа иракских и британских археологов запустила в воздух дронов, чтобы сделать современные снимки района, в котором предположительно скрывался таинственный город.

Во время раскопок ученым уже удалось обнаружить греко-римские статуи и греческие монеты. Изучение местности происходит очень медленно, поскольку затерянный город находится на спорных территориях, на которые претендуют одновременно и курды, и арабы. Британским исследователям приходится обучать своих иракских партнеров, как правильно вести раскопки, чтобы не повредить сами артефакты, ведь присутствие представителей местных властей – обязательное условие.

2. Древнейшее упоминание солнечного затмения
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

Команда исследователей из Кембриджского университета (University of Cambridge) считает, что самое древнее упоминание солнечного затмения относится к 30 октябрю 1207 года до нашей эры. К такому заключению ученые пришли, сравнивая древнеегипетские и библейские тексты. На их основании они создали алгоритм, который рассчитал дату затмения, принимая во внимание целый ряд переменных, включая вращение Земли с течением времени.

Древнейшее задокументированное затмение предположительно упоминается именно в библейской Книге Иисуса Навина (Ветхий Завет). В этом месте Писания повествуется о том, как Иисус Навин вел израильский народ в Ханаанскую землю, и в один из дней этого шествия по просьбе преемника Моисея «остановилось солнце, и луна стояла» (Иис. Н. 10:13). Кембриджские исследователи – не первые, кто заподозрил, что в этом отрывке речь идет о реальном астрономическом явлении. Однако они были первыми, кто предположил, что речь шла не о полном затмении, а о ежегодном затмении, во время которого Луна находится слишком далеко, чтобы полностью закрыть солнечный диск. Именно в этом случае и появляется «огненное кольцо».

Библейские сказания подтверждает одно независимое археологическое свидетельство, которое доказывает, что израильтяне, действительно, проходили по Ханаанским землям в промежутке между 1500 и 1050 годом до нашей эры. Об этом событии написано в Стеле Мернептаха (Merneptah Stele) – древнеегипетском тексте, обнаруженном в музее Каира. На гранитной стеле повествуется о победе фараона Мернептаха в бою над народом Израилевым в Ханаане в пятый год правления египетского царя.

Сопоставив библейские истории с событиями, упоминаемыми на Стеле Мернептаха, Кембриджские ученые пришли к выводу, что единственное солнечное затмение, которое можно было наблюдать в этой части света, произошло днем 30 октября 1207 года до нашей эры. Открытие может позволить экспертам использовать дату затмения в качестве отсчетной точки для вычисления других важных дат, включая годы жизни и правления отца Мернептаха – Рамсеса II Великого.

1. Работники метро обнаружили римский акведук
Топ-10: самые знаменательные археологические открытия 2017 года

В конце 2016 года итальянские рабочие, занятые в строительстве новой ветки столичного метро совершили «сенсационное открытие невероятной значимости». После тщательной проверки находки на ее подлинность в апреле 2017 года итальянские археологи наконец-то выступили с официальным заявлением. Оказывается, строители случайно откопали часть самого древнего акведука в истории Рима.

Обнаруженный фрагмент водопровода тянется на 32 метра в длину и имеет 2 метра в высоту. Акведук был найден на внушительной глубине 18 метров под площадью Пьяцца Селимонтана (Пьяцца Селимонтана), что само по себе – серьезное достижение для античных людей с их скромными технологиями. По словам археолога Симоны Морретта (Simona Morretta) древнему сооружению примерно 2 300 лет. Вероятно, оно когда-то было частью системы Аква Аппия (Aqua Appia), старейшего римского акведука, построенного в 312 году до нашей эры. Когда в Риме появились новые и более продвинутые акведуки, этот устаревший водопровод, по всей видимости, перестал быть столь востребованным и вскоре стал использоваться в качестве канализационного стока.

Сенсационная находка позволяет археологам как следует изучить как само сооружение, так и остатки пищи и кости животных. Возможно, здесь ученые обнаружат не только зверьков, входивших в рацион древних римлян, но и античных домашних питомцев. Исследования акведука все еще продолжаются, а в будущем власти планируют демонтировать его и перенести в более удобное место на всеобщее обозрение.