IBM


Иногда одно неловкое движение может изменить судьбу мира. Помните доисторическую бабочку в рассказе Бредбери "И грянул гром"? Наступили на нее - и через пару миллионов лет в США другой президент и иная политическая система. Но это фантастика. В реальном мире ошибки могут привести к масштабным последствиям куда быстрее. И сейчас мы живем в мире, сформированном ошибкой в бизнес-стратегии одной крупной корпорации.

12 августа 1981 года крупнейшая компьютерная компания IBM представила миру свой персональный компьютер. IBM PC или IBM 5150 по заводской спецификации вовсе не был первым персональным компьютером - персоналки начали выпускать задолго до того. Первый персональный компьютер появился в 1973-м, назывался Xerox Alto и имел мышь (да не просто мышь, а трехкнопочную и оптическую!), сетевую карту и графический пользовательский интерфейс, ставшие доступными большинству пользователей через 10, 14 и 17 лет соответственно. Правда, Xerox Alto так никогда и не поступил в широкую продажу. Первым компьютером, доступным всем желающим, стал Altair 8800, и произошло это в декабре 1974-го. А первым полноценным персональным компьютером стал Apple II, выпущенный в июне 1977 года.

К тому моменту, когда IBM PC решила выйти на рынок персоналок, на нем уже работал как минимум десяток фирм, продававших полсотни разных компьютеров для домашнего использования. И IBM PC был ничуть не лучше своих конкурентов. 16 килобайт памяти по тем временам был обычный показатель. Но процессор часто уступал конкурентам в производительности. Даже флоппи-дисковода в машине не было, его заменяла кассета. Но главным недостатком IBM PC была цена - 1565 долларов за самую базовую конфигурацию без монитора. Машина была существенно дороже, чем три ее главных конкурента: Apple II Plus стоил 1150 долларов, Texas Instruments TI-99/4A - 525, а самый популярный компьютер того времени, Commodore VIC- 20 - и вовсе 299.

У IBM PC были все возможные недостатки: средняя производительность, высокая цена и уродливый дизайн. Но было и одно существенное достоинство: происхождение. Крупный бизнес все еще воспринимал персоналки как игрушки и не обращал на них внимания. Компьютеры покупали по большей части школы, университеты и отдельные энтузиасты. Но IBM была серьезной фирмой - уже тогда одной из самых крупных и успешных в Америке. И менеджеры решили, что раз IBM выпускает персоналки, пора их покупать.

Корпорации стали в массовом порядке приобретать IBM PC для своих сотрудников. Однако и это не помогло компании выиграть битву за рынок: несмотря на массированную рекламу, новая персоналка все равно плелась в хвосте у своих конкурентов. Машина была дорогой игрушкой даже для корпораций. PC никогда не стала бы стандартом, если бы не ошибка в бизнес-стратегии.

IBM осознавала, что выходит на рынок персональных компьютеров слишком поздно. На то, чтобы создать свой полноценный продукт, не было времени. В какой-то момент боссы фирмы даже хотели купить компанию Atari, производившую весьма популярные на тот момент ПК Atari 800. Но в конце концов было решено справляться собственными силами. В результате, чтобы не затягивать время, инженеры IBM отказались от разработки собственных микросхем и собрали компьютер из деталей, находившихся в свободной продаже. А значит, любой мог пойти в магазин, купить те же детали и собрать такой же компьютер.

Разработчики IBM PC прекрасно понимали, что их компьютер будут копировать. Собственно, на это и рассчитывали. Но у них в запасе была одна хитрость: BIOS. Без этой прошивки машина не работала, и в "Голубом Гиганте", как тогда называли фирму, надеялись заработать деньги на ее продаже. Вот тут-то менеджеры IBM и просчитались. Уже в 1982 году инженеры фирм Columbia и Compaq независимо друг от друга взломали айбиэмовский BIOS и создали его копии. Вскоре это сделали и другие фирмы. Так и родился рынок IBM-совместимых компьютеров.

IBM, обладая огромными финансовыми возможностями, развернула массированную рекламную компанию. Но эта реклама шла и на пользу конкурентам. Производители IBM-совместимых машин могли не покупать полосы в газетах и прайм-тайм на телевидении. Им достаточно было дождаться, когда это сделает IBM, а затем спросить потребителей: "Зачем покупать компьютер за 1500 долларов у IBM, когда у нас можно купить точно такой же вдвое дешевле?" Благодаря усилиям "Голубого Гиганта" рынок рос как на дрожжах, но самому ему оставалось там все меньше места. К 1994 году более мелкие производители прекратили борьбу и свернули производство. Выжить сумел только пионер отрасли Apple. Так большинство потребителей попало в рабство к технологически отсталой и весьма дорогой компьютерной платформе.

Правда, самой IBM это уже не помогло: она уступила лидерство в продажах IBM PC еще в 1986 году и с тех пор неуклонно теряла позиции. В 1988-м, поняв опрометчивость своего решения семилетней давности об открытой архитектуре, фирма ввела в свои компьютеры несовместимые с клонами детали. Но было поздно: IBM-совместимые компьютеры продолжали плодиться, хотя сама IBM стала уже с ними несовместима. В 2004 году фирма продала свой бизнес по производству PC китайской компании Lenovo.

Компьютерный мир развивается быстро. Сейчас за те же 1,5 тысячи долларов можно купить компьютер, у которого будет 2 гигабайта оперативной памяти - в 125 тысяч раз больше, чем у его предка, а процессор работает на тактовой частоте 3,6 гигагерц - в 758 раз быстрее, чем процессор 1981 года. У этой машины будет 80-гигабайтный жесткий диск - у IBM PC жесткого диска не было вовсе. Но как подумаешь, что бы мы имели, не будь той самой ошибки и останься на рынке, например, Commodore и Atari, работавшие вдвое лучше IBM PC и стоившие впятеро дешевле, становится грустно. Прогресс, несомненно, есть, только идет он уж очень кривыми путями.

Использование текстовых материалов разрешено только при наличии активной ссылки на BUGAGA.RU


Оцени пост:
  • 6
 
* 17-09-2007 * legend * 3231 * 0





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт фото и видео приколов БУГАГА.РУ, как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем.

Зарегистрированные пользователи имеют ряд преимуществ, в том числе видят гораздо меньше рекламы.

Комментарии


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

БУГАГА.РУ
в социалках







НОВОЕ НА САЙТЕ
последние посты